«ВЕ`РБОВКА — 100»!

22 апреля 2022
Церемония открытия выставки начнётся с экскурса в эпоху АВАНГАРДА художественного руководителя и куратора проекта Анны Толстиковой.


Выставка творческого объединения AGORApro посвящена малоизвестной странице русского авангарда и отечественного текстильного дизайна начала XX века.
Для художников круга Малевича было очень важно, чтобы их новаторские идеи шли к широкой аудитории, применялись в утилитарных вещах и меняли вкус нового человека. Таким образом, на сумочках, подушках и шарфах стали появляться мотивы абстрактных изображений.

В настоящее время коллекция авангардных вышивок сохранилась только в отдельных, редких вещах, единичных фотографиях, эскизах и воспоминаниях современников.

Творческое объединение AGORApro в лице художников Анны Толстиковой и Юлии Анищенко сто лет спустя инициировали воссоздание предметов декоративно-прикладного искусства и при содействии добровольных участников из 3 стран и 6 городов восстановило большую часть коллекции по эскизам классиков русского авангарда — супрематистов (Малевича, Поповой, Розановой, Удальцовой, Экстер, Клюна и др.) — для артели «Ве`рбовка», которая существовала в 1915-1917 годах под патронажем Натальи Давыдовой.

Международная выставка побывала в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Муранове, Павловском Посаде, Балашихе, Витебске (Белоруссия), Иерусалиме (Израиль).


* * *
ВЕРБОВКА
“Село неподалеку от Киева, в котором в начале ХХ века Натальей Михайловной Давыдовой, энтузиастом народного искусства и художником-авангардистом, была основана артель вышивальщиц. Подобные мастерские народных художников, вдохновляясь, в частности, идеями школы “Искусств и ремесел” (У. Моррис, Дж. Рёскин), открыли в предыдущие годы Е. Г. Мамонтова в Абрамцеве под Москвой и М. К. Тенишева в Талашкине под Смоленском. В отличие от них, Давыдова, сама художник, привлекла к работе выдающихся мастеров: Нину Генке и Александру Экстер.

В конце 1915 года в Москве с огромным успехом состоялась “Выставка Современного Декоративного Искусства Южной России”. Уже в этой выставке, как автор эскизов для вышивок, наряду с Александрой Экстер, Ксенией Богуславской, Георгием Якуловым и Иваном Пуни, принимал участие и Казимир Малевич. Современные исследователи выявили любопытнейший приоритет этого проекта: как известно, легендарный “Черный квадрат” Малевича был представлен публике только 1 января 1916 года (на “Последней футуристической выставке картин “0,10”” в доме Адамини), тогда как в Москве работы Малевича и его коллег были экспонированы 6 ноября 1915 года и, таким образом, именно это и был дебют супрематизма. Вместе с тем это было, по-видимому, самое масштабное по количеству экспонатов выступление супрематистов. Наконец, примечательный парадокс заключался в том, что это был масштабный выход авангарда к вещности: беспредметное искусство обретало предмет. В историческом 1917 году прошла вторая выставка».
©«Музей В. В. Набокова» СПбГУ, Санкт-Петербург


***
Руководитель творческого объединения AGORApro – Юлия Анищенко
Куратор проекта, художественное руководство – Анна Толстикова
PR-менеджер проекта – Мария Каминская


#выставка #международнаявыставка
#авангард #супрематизм
#вЕрбовка100 #ВЕРБОВКА100
#Малевич #Попова #Розанова
#Удальцова #Экстер #Клюн
#AGORApro #творчество
#домсвободы #домгубернатора
#музейисториимолодежногодвижения
#музеймолодежи #МИМД