ПЛАКАТНАЯ ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ...

23 апреля 2020
ПЛАКАТНАЯ ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ...

XX век.

«Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив,
Мы хотим жить, мы живучи, как кошки.
И вот мы пришли заявить о своих правах: “Да!”
Слышишь шелест плащей — это мы...»
(«Дальше действовать будем мы!», группа «Кино», альбом: «Группа крови», 1988 г.)

Поощрительную премию Всесоюзного конкурса плаката «Перестройка и мы», посвященного 70-летию ВЛКСМ (1989 г.) получили три работы: «Попалась!» художников И. Резникова и С. Васильева (г. Ташкент); «Кабы чего» А. Фалдина и А. Сегаля (г. Ленинград); «Тяжёлый металл» Ю.Буданова (г. Свердловск).
Все эти работы объединены одной тематикой — влияние власти на жизнь общества.

В плакате «Попалась!» художники И. Резников и С.Васильев показывают бюрократию, взятую в тиски, говоря о ней как о господствующей системе управления в СССР.
Еще в середине 30-х годов ХХ века Л.Д. Троцкий в своей книге «Преданная революция: Что такое СССР и куда он идёт?», писал — «Свинцовый зад бюрократии перевесил голову революции», предрекая: либо рабочий класс одолеет бюрократию, либо чиновник «съест рабочее государство».

Плакат «Кабы чего» ленинградских художников А.Фалдина и А. Сегаль раскрывает тему «гласности» в СССР.
Термин «гласность» впервые прозвучал в выступлении М.С. Горбачева на XVII съезде КПСС (февраль 1986 г.).
Гласность — политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений, ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров.
На плакате изображён мужчина с завязанным ртом и поднятым вверх указательным пальцем, предостерегая зрителя держать рот закрытым, «кабы чего» не сказать лишнего. Художники показывают противоречивость политики «гласности», которая позволяла говорить далеко не обо всём.

Плакат «Тяжёлый металл» художника Ю. Буданова являет собой олицетворение музыкальных предпочтений молодежи 80-90-х годов. На плакате изображён молодой человек — фанат тяжелого рока.
До середины 80-х годов слово «металлист» в русском языке использовалось для обозначения работников металлургической отрасли. С «перестройкой», приоткрывшей двери для проникновения на советскую территорию западного искусства, «металлистами» стали называть поклонников музыкального стиля heavy metal.
В 60-70-е годы в СССР услышать подобную музыку удавалось немногим, так как треки исполнялись подпольно. К середине 80-х гг. андеграундное искусство СССР, к которому относился и heavy metal, становится центральной частью молодежной культуры, тонко чувствуя и отражая настроения общества «перестройки».
Наряду с тяжелым металлом развивались и получали всеобщее признание группы, работающие в других направлениях рок-музыки — «Кино», «Гражданская оборона», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум» и др., которые до сих пор радуют поклонников своим творчеством. Основоположником «тяжелого металла» в СССР считается группа «Круиз».
«Рок не может умереть!
Никогда не верь, не верь!
Рок не знает слова “Смерть”!
Рок любили сколько лет!
Полный духом жесткий рок,
Победит в войне любой!»
(«Рок навсегда», группа «Круиз», альбом «Круиз-1», 1986 г.)

*Фалдин Александр Владимирович — советский, российский художник-график, иллюстратор, плакатист. Родился в 1953 году в Ленинграде.
В 1970-1975 учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Один из ведущих мастеров ленинградского плаката периода «перестройки» и «постперестройки».
С 1990-х работает также в графическом дизайне — логотипы, товарные знаки для общественных учреждений, ресторанов, магазинов Санкт-Петербурга.
Является обладателем множества наград за свои работы. Одна из них Золотая медаль на Всероссийской выставке логотипов (Санкт-Петербург, 2000 г.).

* Буданов Юрий Александрович (1952-2008) — один из самых признанных и успешных графиков Екатеринбурга. Член Союза художников России с 1985 года.
Родился в г. Волчанск Свердловской области.
Окончил Свердловское художественное училище, отделение промышленной графики.
В 1990 году создал рекламно-полиграфическую фирму «U-Студио». Руководил проектами «Французский пленер», «Культурные связи “Урал — Монтана”.
Участник городских, областных, зональных, республиканских, зарубежных выставок. Произведения художника хранятся в музеях и в многочисленных частных коллекциях России, Европы, Азии, США.

©Научно-фондовый отдел МИМД, 2020